Участники

Участники фестиваля

Талантливые люди

Андрей Леляков

Когда я уже стал взрослым, слышал от мамы шутку, что я родился с  гитарой в руках. А родился я 27 ноября 1964 года в городе Целинограде, что стоит в  степи Казахстана. Я был пятым ребёнком в нашей большой семье. Маме было 43 года, когда она меня родила.

Мои родители 1921 года рождения. Они познакомились в  Берлине в июне 1945 года. Отец прошёл всю войну, был танкистом – в звании старшего лейтенанта командовал танковым взводом.   Два раза был ранен,   горел в танке. Был награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной звезды. В Берлине в июне 1945 года отец, как командир, пошёл получать новое обмундирование для взвода и познакомился с моей мамой, которая выдавала необходимые красноармейцам вещи. В 1944 году   мама попала в концлагерь и провела там восемь месяцев. При содействии «Красного креста» она была освобождена и оказалась в Берлине.  

Наша семья была музыкальной. Отец и мама любили петь, а старшие брат и сестра играли на гитаре.    У меня был великолепный высокий голос и хороший музыкальный слух. В средней школе я был солистом в хоре мальчиков, играл в школьном духовом оркестре. Позже, после окончания школы,   учился в музыкальном училище по классу трубы, но училище не окончил.

А вообще я состоялся как музыкант-барабанщик. Сначала играл в Целиноградском народном цирке «Балдырган», затем – в местном профессиональном ВИА «Кристалл», а  потом несколько лет работал в ресторане.
Параллельно  учился играть на фортепиано. Позже, когда   жил в Москве, возникла необходимость взять в руки бас-гитару (по сей день я   неравнодушен к этому инструменту), чтобы играть в рок-группе «Аллигатор». И всё это время, играл ли я на барабанах или «на басу», я не выпускал из рук гитары.

Моя старшая сестра жила в Ташкенте, и в шестом классе я поехал к ней на каникулы. Её муж был активным участником ташкентского бардовского клуба «Апрель». Дома у моей сестры хранилась целая коробка бобин с записями всех бардовских фестивалей.   Все каникулы я провёл в наушниках, и поскольку  уже играл на гитаре (отец подарил мне инструмент, когда мне было семь лет), я переписывал понравившиеся мне песни. Домой в Целиноград я вернулся уже начинающим бардом.

На первом своём фестивале, где я участвовал как самый юный бард, я сразу стал лауреатом, и мне подарили гитару «Cremona». Потом было много выступлений, а в завершение моей бардовской «тусы» я стал лауреатом фестиваля в  г. Тында в 1983 году. Там я познакомился с легендарной на БАМе личностью – Татьяной Денисовой, которая сама вручала мне диплом лауреата.
После Тынды я отошёл от бардовской песни, поступил в музыкальное училище, где открыл для себя мир джазовой музыки. Тогда состоялась первая значительная встреча в моей жизни – я познакомился с Алексеем Литчивером. Ему тогда было уже 35 лет, и он работал программистом на заводе «Целиноградсельмаш».   Алексей виртуозно играл на гитаре.   Он приходил ко мне и показывал джазовые аккорды, джазовые гармонии и ритмы. Я благодарен судьбе за эту встречу, потому что все эти аккорды и ритмы легли в основу моей музыки и моих будущих песен.

После Москвы я переехал жить в Горный Алтай, туда ко мне приезжали коллеги из Новосибирска. Так я познакомился с Александром Охотиным, известным в столице Западной Сибири музыкантом. Изначально Александр получил образование как альтист, но позднее  взял в руки гитару, чтобы играть блюз. Именно через Охотина я познакомился с блюзом и сразу влюбился в эту музыку. Александр научил меня играть рок-н-ролл и рэгги, а также объяснил мне механику импровизации.

Меня это впечатлило настолько, что я начал писать музыку! Странный факт: я всё время слышал внутри себя музыку и был глубоко убеждён, что все люди слышат её в себе. И только после встречи с Александром Охотиным я понял (ну, очень позднее у меня зажигание), что это моя музыка, что я могу писать музыку, что я готов писать музыку!

И вот я написал свою первую «взрослую» песню «Масленица», которая открыла дорогу музыкальному опыту, копившемуся во мне всё это время.

Случилось так, что ко мне в гости приехал   музыкант и поэт Андрей Нагорный.  Его группа «Дзен» была известной в Москве, и всё у них было замечательно. Но случилась беда. Андрей попал в аварию. У него было около 50 (!) переломов.  Сейчас он передвигается на коляске, а тогда, после аварии, он лежал в больнице и не мог даже разговаривать. Единственное, что он мог, это набирать на смартфоне тексты и отправлять их мне.
Текстов было очень много, и у меня была возможность выбора. Это совпало с началом написания моих песен, и я буквально каждый день сочинял по новой песне. Честно говоря,  я мало задумывался о стилях музыки и о смысле текстов, хотя уже тогда я стремился сочинять песни, не похожие друг на друга. Так появился первый совместный с Нагорным альбом «Поднимите мне веки», где  семь песен на стихи Андрея  и три песни на мои тексты.
В 2006 году я «спустился с гор» и переехал жить в Новосибирск. Этот город принёс новые значимые встречи. Я продолжал работу с Нагорным, писал песни на заказ. Встреча с уличными музыкантами открыла дремавшие во мне способности мгновенно подбирать гармонию к любой исполняемой ими песне. Так у меня появился ещё один источник дохода – я стал играть в ансамбле стритующих музыкантов (к слову сказать, все они были профессионалами – у кого-то за плечами было музыкальное училище, у кого-то – консерватория). Мы играли четыре дня в неделю, в основном, вечерами в самых людных местах Новосибирска и прилично зарабатывали. А когда познакомился со своей будущей женой Евгенией, предложил ей поиграть на улице. Так возник наш семейный дуэт «Пара-Лели».

В начале 2008 года я познакомился с легендарным новосибирским гитаристом Евгением Каргаполовым. Эта встреча тоже стала для меня   судьбоносной. Заочно я уже был знаком с ним и знал, что он – лучший гитарист Сибирского региона в своём направлении.   Считаю его одним из лучших гитаристов в Европе.

Как-то раз я зашёл к нему в гости, и он попросил меня спеть что-нибудь. Я взял гитару и спел ему «Романс Вия». Песня ему понравилась, и он попросил спеть ещё. После нескольких песен Евгений взял у меня из рук гитару и сказал: «Кайфовые у тебя песни, Андрюха, но играть нужно вот так». Когда я увидел и услышал, что он вытворяет на акустической гитаре, весь мой внутренний мир перевернулся!  Я был удивлён, как можно так красиво играть на гитаре. Когда я начал пробовать играть то, что мне показывал Евгений, я понял, что вообще не умею играть.

Евгений Каргаполов открыл мне тайну ритма и показал несколько «фишек» для правой руки. С тех пор   стиль моей игры изменился, и   последующие после  общения с Каргаполовым песни сильно отличались от   написанных ранее. Так появились «Ёлки», «Гитара Гибсон», «Зов», «Время», «Ярило».

В 2011 году мы с женой переехали   в Горную Колывань, и с тех пор   восемь лет я никуда не ездил и не выступал, но продолжал писать новые песни. Поскольку музыкой в деревне не заработаешь, я вспомнил  навыки столяра (прежде мне доводилось работать по этой специальности несколько лет), а также освоил искусство лозоплетения, благо сырья вокруг предостаточно. Делаю на заказ что попросят – полочки, вазочки, стулья, столики... Особенно нравится делать комбинированные изделия, сочетающие дерево и лозу.

Местные жители знакомились с нами в основном на концертах, проводимых сельским клубом. Позже, когда жена стала работать в местной школе искусств, наш ансамбль «Пара-Лели» стал постоянным участником концертов, организованных районным Дворцом культуры. С 2015 года мы стали давать концерты гитарной музыки в городе Змеиногорске и в селе Курья. Сложилась традиция построения: в первой  части концерта выступают дети,  лучшие учащиеся класса моей жены Евгении Леляковой, во второй – дуэт «Пара-Лели», исполняющий как инструментальную музыку, так и мои новые песни.

В 2019 году  директор Дворца культуры Курьи предложил мне принять участие в конкурсе «Под звёздным небом Колывани», который проходил у нас на озере Белое. На этом мероприятии я познакомился с организатором этого конкурса (и, как потом выяснилось, не только этого, но и других) Анной Лакиза. Она пригласила меня участвовать в конкурсе авторов-композиторов Алтайского края «Песни иткульского лета», и в июле 2019 года мы двумя составами выступили в двух номинациях конкурса. Мои песни понравились и слушателям, и членам жюри, за что я был удостоен звания лауреата в обеих номинациях.

Особенно мои песни и манера  игры на гитаре «зацепили» члена жюри Алексея Власова. После нашего выступления он подошёл к нам с тёплыми,  восторженными словами. Мы познакомились, и я узнал, что Алексей – известный в Алтайском крае поэт. Он подарил мне два сборника своих стихов. По приезду домой  я взялся читать эти стихи. Меня глубоко поразили его светлые и красивые тексты.  Почти сразу я написал пять новых песен на стихи Алексея Власова. Одну из этих песен я спел на концерте лауреатов фестиваля в декабре 2019 года в концертном зале «Сибирь» (г. Барнаул).

Когда я только начинал сочинять песни, то совсем не задумывался ни о ритме, ни о смысле текстов.   Но со временем, особенно после встречи с Евгением Каргаполовым, я начал исследовать механику процесса написания хитовых песен. Так я познакомился с «господином Грувом».

Многие музыканты говорят про грув, но лишь единицы могут делать его. Это я понял, когда впервые пришёл на студию к Евгению Каргаполову для записи моего первого альбома. Именно там, на студии, я понял, что играю криво и пою косо. Мне понадобилось около года, чтобы понять смысл студийного выражения «прийти к доле», а также понять смысл грува (выделение слабых долей в метре). После записи альбома я начал познавать механику написания хитовых песен так, как я это понял.

Я уверен, что в каждой песне должна быть мораль. Поэтому моя любимая настольная книга – «Басни» И. А. Крылова. Я считаю, что «Басни» И.А. Крылова – это русское Евангелие.
Когда я просыпаюсь, то иду на кухню и смотрю в окно, где открывается вид на горы и тайгу. Я вдохновляюсь, пью кофе, беру в руки свой любимый Taylor. Так начинается мой день.

Композиции участника

Андрей Леляков - Время, сл. Андрея Нагорного, муз. Андрея Лелякова.mp3

Андрей Леляков - Ярило, сл. и муз. Андрея Лелякова.mp3

Андрей Леляков - Певица холода, сл. Андрея Нагорного, муз. Андрея Лелякова.mp3

«Мне понадобилось около года, чтобы понять смысл студийного выражения «прийти к доле», а также понять смысл грува.  »